Отказ пассажира от перевозки может носить вынужденный или добровольный характер. Вынужденный отказ — это отказ, обусловленный следующими обстоятельствами:
-отмена или задержка рейса, указанного в билете;
-невозможность предоставить место на рейсе или класс обслуживания указанные в билете, ввиду ошибки при бронировании; невозможность выполнить посадку в аэропорту, указанном в билете ввиду чрезвычайных ситуаций;
- замена типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;
-болезнь самого пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи;
-неправильное оформление перевозчиком проездных документов - невозможность отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.
При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. При этом если перевозка не была выполнена ни на одном участке, то возвращается вся уплаченная сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.
Добровольный отказ — это отказ, обусловленный личными причинами пассажира. При этом перевозчик вправе удержать из возвращаемых денежных средств все причитающиеся ему суммы. В частности, если пассажир уведомляет об отказе перевозчика менее чем за 24 ч, но не позднее чем за 3 ч до вылета, то перевозчик может удержать с него сбор в размере 10 % стоимости перевозки; если отказ от полета производится менее чем за 3 ч, сбор составляет 25 %. При групповых перевозках сбор при отказе от полета составляет 25 %, если отказ произошел менее чем за 24 ч.
При добровольном отказе пассажира от полета возврат денежных сумм производится, если: 1) перевозка не была выполнена ни на одном участке, то пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, с удержанием служебных сборов; 2) перевозка была выполнена частично, то возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, соответствующей стоимости выполненной части перевозки, с удержанием относящихся к выполненной части перевозки сборов. Возврат сумм по билетам, проданным по специальным тарифам, осуществляется в соответствии с правилами применения этих тарифов.
Денежные суммы возвращаются перевозчиком или его агентом в местах приобретения билетов по представлению полетных купонов в той валюте и форме оплаты, по которой производилось оформление перевозки. При этом возмещение производится тому лицу, чье имя указано в билете, или лицу, которое оплачивало билет и предоставило на то доказательства.
Технология обслуживания авиапассажиров
Обслуживание авиапассажиров при перевозке воздушным транспортом включает целый ряд процедур, направленных на обеспечение гарантии перевозки, соблюдение условий безопасности полетов, а также выполнение требований различных государственных органов, предъявляемых к гражданам, пользующимся услугами авиаперевозчиков.
Для прохождения этих процедур пассажир обязан прибыть в аэропорт заблаговременно. Как правило, на международных рейсах время прибытия пассажира в аэропорт составляет 2,5 ч до вылета воздушного судна, а на внутренних — 2 ч. Это время необходимо для прохождения пассажиром предполетных административных формальностей и процедуры регистрации.
Время начала регистрации билета и оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в случае опоздания на рейс пассажир (в соответствии со ст. 10 «Закона о защите прав потребителей») имеет право потребовать возмещения убытков, возникших в результате не предоставления информации.
Пассажир международной перевозки проходит следующие административные формальности:
- таможенный досмотр;
- санитарно-эпидемиологический контроль (при необходимости); - паспортно-визовый (пограничный) контроль;
- специальный контроль безопасности полетов.
На внутренних перевозках пассажиры проходят специальный контроль безопасности полетов и досмотр багажа.
2.5. Регистрация пассажиров на воздушный рейс
Под регистрацией понимается сверка пассажиров, пришедших на рейс, со списками забронированных пассажиров, фамилии которых внесены в PNL (Passenger Name List — пофамильный список пассажиров рейса). Эта процедура осуществляется за регистрационной стойкой, снабженной указателем номера и маршрута рейса.
Одновременно с регистрацией пассажиров на рейс происходит и оформление их багажа. Для этого зоны регистрации оборудуются весами для взвешивания багажа и ручной клади, установками для досмотра багажа, транспортерами, средствами связи, Регистрация пассажиров и оформление багажа пассажиров бизнес- и эконом- класса осуществляются, как правило, за различными регистрационными стойками. Однако если регистрация происходит за одной стойкой, то она проводится в приоритетном отношении пассажиров бизнес-класса.
Порядок регистрации пассажиров на рейс осуществляется следующим образом:
- оператор регистрационной стойки берет у пассажира авиабилет и документы, удостоверяющие личность пассажира;
- сверяет соответствие фамилии, указанной в паспорте (или другом документе, удостоверяющем личность пассажира), с фамилией в билете;
- проверяет действительность билета, место и дату выдачи, наличие подписи агента, данные бронирования (код перевозчика, номер рейса, дату вылета, статус бронирования, вид тарифа, норму бесплатного провоза багажа, класс обслуживания), при необходимости — наличие штампа «Передаточная надпись/Ограничения»;
- сверяет фамилию пассажира по списку забронированных пассажиров в PNL и отмечает их в бланке регистрации пассажиров (эти бланки составляются отдельно для каждого класса обслуживания).
Если в билете пассажира указан статус ОК, а его фамилия не внесена в PNL и рейс полностью загружен, то оператор, установив причину отсутствия фамилии пассажира в PNL, должен предложить пассажиру либо перевозку другого перевозчика в этот же день, либо перевозку ближайшим своим рейсом и обеспечение проживания в гостинице за свой счет, либо сделать возврат денег за оплаченный билет без штрафных санкций. В дальнейшем устанавливается конкретное лицо, виновное в данной ошибке бронирования.
После сверки фамилии оператор закрепляет за пассажиром конкретное место в салоне самолета, исходя из класса обслуживания при этом обычно учитываются интересы пассажиров - место у окна или у прохода, рядом со спутником (двойные, тройные места) или отдельно, в салоне для курящих или для некурящих. В некоторых случаях оператор сам определяет место в салоне для пассажира. Так, места у аварийных выходов предпочтительно предоставлять пассажирам без явных физических или умственных недостатков, способных в случае эвакуации оказать помощь другим пассажирам или, по крайней мере, не препятствовать эвакуации в силу своего немощного состояния. Пассажиры, которые не смогут ускорить процесс эвакуации из самолета, размещаются на местах, не загораживающих подходы к аварийному оборудованию и выходы. К таким пассажирам относятся лица с явными физическими или умственными недостатками; лица, чье здоровье не позволяет им быстро передвигаться; дети до 12 лет.
В знак закрепления за пассажиром места ему выдается посадочный талон, где указаны номер конкретного места, дата и номер рейса, порядковый номер по ведомости регистрации а также номер выхода, через который будет производиться посадка на самолет.
Одновременно с регистрацией пассажира происходит взвешивание всех его вещей и оформление багажа, сдаваемого для перевозки в багажное отделение воздушного судна. Оператор на стойке регистрации принимает от приемосдатчика отрывные талоны багажных бирок, навешиваемых на зарегистрированный багаж, и вклеивает их на обложку авиабилета. С этого момента авиабилет пассажира становится и багажной квитанцией. Информация о количестве мест и массе зарегистрированного багажа и ручной клади вписывается в билет.
Затем оператор изымает полетный купон на данный участок полета и возвращает пассажиру билет вместе с отрывными талонами багажных бирок. Изъятый полетный купон служит подтверждением того, что пассажир действительно явился на регистрацию на рейс.
Если у пассажира имеется сверхнормативный багаж, то он обязан оплатить его по соответствующему тарифу и предоставить оператору регистрационной стойки квитанцию об оплате; из нее оператор изымает полетный купон квитанции платного багажа.
Если пассажир решил лететь более высоким классом обслуживания, он должен обратиться к старшему диспетчеру зоны регистрации с просьбой о повышении в классе обслуживания. При наличии свободных мест в бизнес-классе самолета такое разрешение, как правило, выдается путем наложения отметки на лицевой стороне билета, в которой указывается дата, номер рейса и фамилия выдавшего разрешение. Затем пассажиру предлагается пройти в кассу, где он доплачивает соответствующую сумму денег. Агент по бронированию оформляет пассажиру ордер разных сборов МСО а в полетный купон вклеивается стикер с изменением класса обслуживания. При регистрации такого пассажира оператор на регистрационной стойке изымает соответствующий купон МСО и скрепляет его с полетным купоном авиабилета. Сам ордер разных сборов остается у пассажира.
После регистрации пассажирам предлагается пройти для дальнейшего оформления на рейс в зону санитарного и паспортного контроля а затем в зону ожидания (пассажирам эконом-класса) или бизнеc-зал (пассажирам бизнес-класса).
Обычно регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин до отправления международного рейса и за 30 мин до отправления внутреннего рейса. Пассажир, опоздавший на регистрацию к перевозке на данный рейс может быть не допущен. При возврате денег с такого пассажира может быть удержан сбор в соответствии с правилами применяемого тарифа. Сбор может не браться лишь в том случае, если пассажир не прибыл на регистрацию вследствие болезни (о чем должен быть предъявлен официальный медицинский документ); вследствие задержки или отмены стыковочного рейса, или из-за непредоставления этому пассажиру забронированного места на стыковочном рейсе. Если же пассажир все же желает осуществить перевозку, то он должен отметить на билете время своего прибытия на регистрацию и отправиться в кассу аэропорта перебронировать билет, если это позволяют условия действия тарифа.
2.6. Таможенный досмотр
Таможенный досмотр вылетающих пассажиров может производиться до регистрации или одновременно с их регистрацией (чаще используется первый случай).
Задача таможенного досмотра — не допустить бесконтрольный вывоз из страны валюты, изделий из драгоценных металлов и камней и запрещенных к вывозу предметов и веществ.
Ввоз и вывоз гражданами российских рублей разрешается в пределах суммы, не превышающей нормы, установленной Центральным банком РФ. На 1 сентября 2003 г. она составляла 50 тыс. рублей (500 МРОТ). Граждане Российской Федерации и иностранных государств, прибывающие в Россию в качестве вынужденных переселенцев и беженцев из различных государств, могут ввозить денежные суммы, превышающие указанную норму, однако в таком случае они должны представить документы об источниках образования данных сумм, заверенные консульской службой МИД России в этих государствах.
Что касается иностранной валюты, то нормы ее вывоза могут меняться. С одной стороны, это обусловлено требованиями иностранных государств, предполагающими наличие у въезжающих иностранных граждан необходимого минимального количества денег на проживание в этом государстве. Так, например, власти Турции требуют, чтобы российские граждане, прибывающие на отдых в их страну, имели при себе не менее 500 $ США. С другой стороны, норма вывозимой валюты регулируется законодательной базой страны, из которой выезжает пассажир. В соответствии с российским законодательством с 15 марта 2003 г. Иностранную валюту без заполнения декларации можно вывозить в количестве не превышающем 3000$ США (эти правила распространяются и на детей). Сумму от 9000 до 10000$ США следует декларировать, а свыше 10000 $ США наличными вывозить запрещается ( можно сделать лишь банковский перевод).
Ввозить иностранную валюту разрешается без ограничения.
Следует иметь в виду, что к запрещенным предметам относятся не только наркотики, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и т.п., но и предметы, подпадающие под законы и другие нормативные документы, изданные в данном государстве. В России, например, существует Закон «О ввозе и вывозе культурных ценностей», утвержденный 15 апреля 1993 г служащий правовой основой для сохранения культурного наследия народов РФ и предусматривающий защиту культурных ценностей (икон, предметов старины и искусства, антиквариата и т.п.) от незаконного вывоза, ввоза и передачи собственности на них. В соответствии с этим законом существует определенный порядок выезда за рубеж — предметы старше 100 лет вывозить нельзя вообще (за исключением предметов быта, домашней утвари), а на вывоз предметов, имеющих определенную ценность и возраст старше 50 лет, необходимо получить разрешение от органов Министерства культуры или от региональной службы по сохранению культурных ценностей. Министерство культуры уполномочено выдавать «Свидетельство на право вывоза культурных ценностей из Российской Федерации» на те предметы, которые подпадают под действие Закона «О ввозе и вывозе культурных ценностей», а региональные службы после проведения экспертизы оформляют справки на вывоз предметов, не подпадающих под действие названного выше закона.
Кроме того, таможенная служба не должна пропускать ввоз в страну тех предметов, на которые наложен запрет, ограничения или пошлины. Поэтому таможенный досмотр пассажиров производится и в аэропорту прилета. При этом также учитываются законодательные акты, действующие на территории того или иного государства. Так, например, в сентябре 1999 г. власти Кипра ввели запрет на ввоз в страну иностранными гражданами растений. Поэтому тем, кто провожает своих близких на Кипр, не стоит дарить отъезжающим цветы, так как они все равно будут уничтожены кипрскими таможенниками.
До начала таможенного досмотра пассажиру необходимо заполнить и предъявить таможенным органам таможенную декларацию, которая представляет собой формализованное заявление, где приводятся точные сведения о лице пересекающем границу (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, из какой страны и в какую он едет);
- о наличии и количестве мест сопровождаемого и несопровождаемого багажа;
- о наличии товаров, требующих обязательного декларирования (национальная и иностранная валюта, оружие, боеприпасы, наркотические средства, предметы старины и искусства, изделия из драгоценных металлов и камней, транспортные средства, товары подлежащие обложению таможенными платежами, и т.п.). Перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию, внесен в "Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности» и утверждается приказом ГТК (Государственного таможенного комитета).
Сообщение в декларации недостоверных сведении влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству. Декларация пишется на русском или английском языке в единственном экземпляре и подписывается владельцем товара. Однако если декларируются товары, содержащиеся в несопровождаемом багаже, или у декларанта есть желание получить экземпляр декларации, то последняя может составляться в двух экземплярах. Заполненную декларацию пассажир должен предъявить вместе со своим багажом, билетом и паспортом инспектору таможни.
Сама процедура проведения таможенного досмотра может осуществляться с использованием установок для просвечивания багажа, металлодетекторов для обнаружения оружия и изделий из драгоценных металлов, специально обученных собак для обнаружения наркотиков, путем опроса пассажира. После завершения таможенного оформления декларация остается в таможенном органе, где она хранится в течение срока, определяемого национальным законодательством. Если же товары ввозятся или вывозятся временно, то таможенная декларация должна возвращаться пассажиру для беспрепятственного вывоза или ввоза указанных в ней предметов. В этом случае она должна сохраняться в течение всего времени пребывания за границей. Утерянная декларация не восстанавливается, и дубликат ее не выдается.
Следует отметить, что таможенная декларация может и не заполняться, если у выезжающего или въезжающего лица отсутствуют драгоценные металлы и камни, оружие, культурные ценности, наркотические средства и т.п., в том числе валюта, размер которой не превышает установленной нормы.
Согласно рекомендациям Международной организации ICAO в аэропорту для прохождения таможенного досмотра могут быть выделены два коридора - зеленый и красный. Если пассажир уверен, что в его багаже не содержаться предметы, запрещенные к ввозу или вывозу из страны, а также не требующие декларирования, он выбирает зеленый коридор, где таможенный контроль фактически не производиться. Однако следует иметь ввиду, что выборочно таможенный контроль может проводиться при прохождении пассажира через таможню и зеленым коридором. Дело в том что, выбирая зеленый коридор, пассажир показывает, что у него отсутствуют товары, подлежащие таможенному контролю и обложению таможенными платежами. Но если в результате выборочного контроля у этого пассажира будут предметы такого рода, он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности. Поэтому, если у пассажира имеются сомнения, лучше ему выбрать «красный коридор и предъявить свой багаж таможенному инспектору.
Проходя таможенный контроль, пассажир обязан выполнять требования государственной таможенной службы, присутствовать при досмотре своих вещей. При отказе пассажира от таможенного досмотра перевозчик имеет право отказать в перевозке такому лицу. При этом отказ будет считаться добровольным, снимающим с перевозчика ответственность перед пассажиром за убытки, понесенные им в результате отказа от перевозки.
2.7. Санитарно-эпидемиологический контроль
Санитарно-эпидемиологический контроль заключается в проверке у пассажиров наличия медицинских сертификатов, необходимых для въезда в страну назначения, трансфера или транзита. Контроль устанавливается в целях предотвращения распространения опасных заболеваний, которыми могут заразиться туристы, отправляясь в зарубежные поездки. К наиболее опасным заболеваниям относятся чума, оспа, желтая лихорадка, малярия, холера, брюшной тиф, гепатит «А» и др. В основном эти болезни распространены в странах Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ежегодно в своих специальных изданиях публикует перечень стран риска, а также стран, являющихся эндемичными по ряду инфекционных заболеваний.
При поездке в страны, неблагополучные с точки зрения того или иного заболевания, туристам необходимо сделать соответствующие прививки и получить медицинский сертификат, подтверждающий вакцинацию. Медицинский сертификат выдается тем медицинским учреждением, где человеку сделана прививка. Согласно российскому законодательству существует перечень стран, посещение которых требует обязательной прививки против желтой лихорадки; рекомендуются, хотя и не являются обязательными, прививки от вирусного гепатита «А» и брюшного тифа. Турфирмы, организующие поездки за рубеж, обязательно должны проводить инструктаж по профилактике заболеваний и предупреждать своих клиентов о необходимости проведения тех или иных прививок и сроках их проведения, так как некоторые прививки следует делать не позднее чем за месяц до начала поездки. Получить профессиональные рекомендации турфирмы могут в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины
Медицинские свидетельства требуются и на некоторых внутренних линиях, например при поездках в определенное время года в отдельные районы Сибири и Дальнего Востока. В частности, рабочим геологических партий, направляющимся в такие районы, предлагается пройти вакцинацию против энцефалитного клеща, проявляющего высокую активность в мае—июне.
В аэропорту отправления санитарный контроль проводится до или во время регистрации пассажира, а в аэропорту прибытия — сразу после высадки из воздушного судна.
В ряде ситуаций (подобных той, которая имела место весной-летом 2003 г. по причине распространения атипичной пневмонии) санитарный контроль может проводиться путем визуального выявления пассажиров, подозреваемых в заражении той или иной болезнью. При этом такой пассажир по прилету в пункт назначения по распоряжению санитарного врача, встречающего самолет, может быть изолирован в принудительном порядке, а в случае необходимости карантину могут быть подвергнуты и все остальные пассажиры и члены экипажа, находящиеся на данном рейсе.
Помимо этого, существуют и другие способы проведения санитарного контроля, осуществляющиеся через службы выдачи виз путем требования справок от желающих въехать в страну об отсутствии у них тех или иных заболеваний. В России с 1995 г. действуют правила, согласно которым все иностранные граждане, желающие въехать в страну на срок более 3 мес, должны представить в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ, выдающие визы, сертификат, подтверждающий отсутствие у них ВИЧ-инфекции.
Санитарный контроль предусмотрен не только в отношении людей, но и в отношении животных и растений. Так, перевозка пассажирами домашних собак и кошек разрешается только при наличии ветеринарного свидетельства или ветеринарного сертификата.
Ветеринарное свидетельство — внутренний российский документ установленного образца, выдаваемый ветеринарным врачом государственной ветеринарной службы Российской Федерации для транспортировки животного по территории России. Данный документ удостоверяет тот факт, что животное здорово, поэтому получить его необходимо за 2- 3 дня до начала перевозки.
Для международной перевозки животного необходимо иметь ветеринарный сертификат, выданный в пограничном контрольном ветеринарном пункте аэропорта в обмен на ветеринарное свидетельство, и справку, подтверждающую вакцинацию животного против бешенства (во многих странах существуют требования чтобы прививка была сделана не менее чем за 3 мес. до отъезда). Срок годности международного документа составляет 24 ч.
Ветеринарные свидетельства и сертификаты требуются и при
перевозке животноводческой продукции и живых животных транспортируемых в качестве груза. Ветеринарные документы выдаются на все виды животных, включая птиц, пушных зверей лабораторных, домашних и зоопарковых животных, морских зверей, пчел, рыб и др.
Вывоз растений и продукции растительного происхождения (семян, зерна, свежих плодов и овощей и др.) из России осуществляется в соответствии с фитосанитарными условиями, предусмотренными международными конвенциями и соглашениями по карантину и защите растений. Он производится в сопровождении фитосанитарных сертификатов по форме, предусмотренной международной конвенцией ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН). Ввоз в Россию из-за рубежа товаров, подконтрольных фитосанитарной и карантинной службе, осуществляется при наличии импортных карантинных разрешений и фитосанитарных сертификатов. Физические лица, провозящие подкарантинные материалы (муку, крупу, сушеные и свежие овощи и фрукты, изюм, специи, орехи, пряности и т.п.), освобождаются от предоставления вышеуказанных документов, если масса этих продуктов не превышает 5 кг. Категорически запрещено ввозить семена и землю. Срезанные цветы допускается провозить при отсутствии у них корней.
Ветеринарный и фитосанитарный виды контроля производятся, как правило, одновременно с таможенным досмотром.
2.8. Паспортно-визовый контроль
Паспортно-визовый контроль заключается в проверке наличия у пассажиров действительных паспортов, въездных, выездных, а в случае необходимости — и транзитных виз.
При внутренней перевозке требуется предъявление паспорта гражданина РФ, который удостоверяет личность человека на территории Российской Федерации. Его обязаны иметь все граждане, достигшие 14 лет и постоянно проживающие на территории России. У детей, не достигших 14 лет, документом, подтверждающим их личность, является свидетельство о рождении.
При международных перевозках пассажиры обязаны предоставлять пограничной службе заграничные паспорта; оформленные определенным образом. Существует несколько видов загранпаспортов, отличающихся цветом,
При паспортном контроле проверяется действительность паспорта срок его действия, который не должен прерываться датой обратного выезда. Некоторые страны устанавливают ограничения для въезда граждан, срок окончания действия паспортов которых составляет от 2 до 6 мес. Турфирмы, организующие путешествия за рубеж, должны знать требования по паспортному контролю, предъявляемые в странах транзита, трансфера и пребывания.
Ребенок, следующий с родителями, должен быть вписан в паспорт одного из них или в паспорта обоих родителей. При этом, если ребенку более 6 лет, в паспорт родителей должна вклеиваться его фотография. Ребенок может иметь свой собственный заграничный паспорт с самого рождения. При этом до достижения ребенком 6 лет паспорт может быть оформлен с фотографией или без нее, а начиная с 6-летнего возраста наличие фотографии в документе ребенка является обязательным требованием.
Виза — это документ, разрешающий конкретному лицу въезд на территорию данного государства, выезд с территории данного государства или проезд через него. В связи с этим визы бывают въездные, выездные и транзитные. Въездные визы представляют собой отметку в паспорте, которая ставится дипломатическими представительствами иностранных государств или уполномоченными службами и дает право иностранцу беспрепятственного перемещения по стране пребывания (в некоторых случаях иммиграционные правила могут накладывать ограничения, касающиеся зоны передвижения). Особенностью транзитной визы является то, что она не дает права пассажиру покинуть зону аэропорта, вокзала или борт судна. Она выдается на определенное время посольством третьей страны после получения основной визы. Выездная виза ставится при выезде гражданина из страны.
Визы выдаются на основании приглашений, в которых определяются цели путешествия, в связи с чем они бывают деловые, частные, гостевые, туристские и др. Туристская виза выдается на время, указанное в турпутевке или туристском ваучере, и бывает, как правило, однократной (многократная виза позволяет пересекать границу государства ограниченное или неограниченное число раз в течение определенного времени). Турфирма получает туристскую визу через ходатайство принимающей стороны или через посреднические организации, специализирующиеся на оформлении виз. В ряде случаев может оформляться групповая виза проставленная на списке туристов.
Документы требующиеся для получения визы : приглашения, анкеты, страховки, определенной суммы денег, справки о зарплате, билета в оба конца, брони в гостинице сведении о родственниках и т.д. Правила выдачи виз часто меняются: вводятся определенные ужесточения или послабления налагаются или снимаются ограничения на безвизовый режим - все это требует постоянного внимания турфирм к визовому режиму тех стран, куда они организуют путешествия.
Иногда дипломатические службы отказывают в выдаче визы конкретному лицу. В основном это случаи, когда в анкете указываются ложные сведения, лицо числится в картотеке Интерпола или в списке совершивших какое-либо нарушение. Хотя бывают и неофициальные причины отказа, не всегда поддающиеся разумному объяснению.
Паспортно-визовый контроль в аэропорту преследует несколько целей: исключить проникновение на борт самолета лиц, находящихся в международном или внутреннем розыске, нелегальных иммигрантов, террористов и недостаточно документированных пассажиров. В последнем случае необходима депортация пассажиров из иностранного государства, что может привести не только к лишним трудностям, возникающим у авиакомпании, связанным с размещением пассажира на рейсе, но и к применению штрафных санкций к авиаперевозчику со стороны этого государства. Паспортно-визовый контроль называют еще иногда пограничным контролем.
Процедура прохождения паспортно-визового контроля довольно продолжительна, так как она требует внимательной сверки документов и сопоставления фотографии туриста с самой личностью с целью получения уверенности в том, что перед пограничником находится именно тот человек, чья фотография вклеена в паспорт. Особенно утомителен этот процесс для часто летающих пассажиров. Поэтому для туристов, часто пользующихся услугами воздушного транспорта, разрабатываются новые способы прохождения паспортного контроля,
В связи с этим Международная ассоциация воздушного транспорта позволяющие значительно сократить длительность этой процедуры. Проводит отработку новой технологии в международном аэропорту Хитроу, которая дает возможность по рисунку радужной оболочки глаза человека распознавать людей. Цифровая камера при первом прохождении пассажиром контроля в таком режиме делает снимок радужной оболочки его глаза.
В малазийском аэропорту Куала-Лумпура отрабатывается другая прогрессивная технология паспортного контроля, занимающая несколько секунд. В паспорта малазийцев теперь вставляют электронные чипы, которые специальные устройства, установленные в аэропорту считывают мгновенно. Если пассажир не значится в черном списке, дверцы стойки автоматически распахиваются, разрешая пассажиру пройти на рейс.
После прохождения паспортно-визового контроля пассажиры направляются в зону ожидания или бизнес-залы, откуда их приглашают на посадку в самолет.
Необходимо иметь в виду, что 11 ноября 2002 г. рядом ведомств федерального значения (МВД, МИД, Министерство транспорта, МПС, ГТК и ФПС РФ) был издан Приказ о введении в действие миграционных карт для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию. Согласно этому приказу миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине и лице без гражданства, въезжающем в страну, и имеет цель осуществления контроля за их временным пребыванием на территории РФ.
Выдача бланков миграционных карт прибывающим из-за рубежа в пункты пропуска через Государственную границу РФ осуществляется заранее с таким расчетом, чтобы исключить дополнительное время, необходимое на заполнение миграционных карт.
Въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В») заполняются иностранными гражданами на русском или английском языке (если въезжающие не владеют русским языком) на каждого человека независимо от возраста. В заполненных картах должностными лицами органа пограничного контроля проставляются отметки о въезде иностранца в РФ, после чего талон «А» изымается. Талон «В» остается у владельца карты в течение всего периода его пребывания на территории России. При выезде из РФ выездная часть миграционной карты (талон «В») также изымается у иностранного гражданина при прохождении им выездного пограничного контроля.
Статистические данные, пол