В культовых сооружениях и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы, также они используются и в экскурсиях архитектурно-градостроительных, искусствоведческих и исторических.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Исторический материал используется практически во всех типах экскурсий, архитектурная тема нередко звучит в исторической, литературной, искусствоведческой экскурсиях, экологические материалы нельзя не учесть в экскурсиях на градостроительную тематику и т.п.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.
Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга.
Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.
В настоящее время экскурсионные организации в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах.
В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- обычные экскурсии;
- учебные;
- экскурсии-массовки;
- экскурсии-прогулки;
- экскурсии-концерты.
Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями. Учебные экскурсии в планах работ этих организаций представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводятся для слушателей курсов или семинаров по подготовке и переподготовке экскурсоводов, при подготовке экскурсоводов к новой экскурсии.
Участники учебной экскурсии предварительно знакомятся с контрольным текстом экскурсии, ее маршрутом, карточками экскурсионных объектов, иллюстрациями из «портфеля экскурсовода». В процессе экскурсии они ведут записи своих впечатлений от нее, фиксируют особенности показа и используемых методических приемов, логических переходов. Методист, организующий учебную экскурсию, перед началом проводит беседу о ее задачах, по окончании – подводит итоги проделанной работы, руководит обсуждением прослушанной экскурсии.
Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведения различного ранга, от начальной до высшей школы. Наиболее активно их используют в своей практике географы, биологи геологи, историки, преподаватели архитектурных дисциплин и др.
Знания, получаемые во время географических экскурсий и наблюдений в природе, привлекаются затем для объяснения явлений и процессов, происходящих на земном шар Важная роль учебных экскурсий в образовательных заведениях состоит также в том, что с их помощью осуществляете краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в курсах географии.
Виды экскурсий |
|
Автобусные экскурсии | Большая часть экскурсионного времени проводится в автобусе. Это позволяет совершать обзорные экскурсии в крупных городах, посещать пригороды. Как правило, обзорные экскурсии проводит сопровождающий, но в некоторых европейских городах право на проведение экскурсий имеют только местные лицензированные гиды. По опыту, часто их экскурсии уступают по качеству экскурсиям наших сопровождающих, но отказаться от них невозможно. |
Автобусно-пешеходные экскурсии | Подвид автобусных экскурсий с небольшими остановками у самых значительных экскурсионных объектов, когда туристам предоставляется возможность выйти из автобуса для более подробного осмотра достопримечательностей. |
Пешеходные экскурсии | Проводятся чаще всего в небольших городах, где запрещено движение туристических автобусов (Толедо, Флоренция и др.). В таких экскурсиях необходимо предусмотреть расходы на общественный транспорт. |
Музейные экскурсии | Большинство музейных экскурсий не включены в стоимость тура. Входные билеты, гида, проезд до музея, туристы оплачивают самостоятельно. |
|
|
9. Специфика организации автобусных туров международных и внутренних маршрутов.
Формирование турпродукта «автобусный тур»
Существенные условия. Программа тура
1.Автобусный тур содержит ряд существенных условий, присущих только данному виду турпродукта, и являющихся определяющими для потребителя (туриста) при заключении договора реализации.
2 Данные существенные условия сформулированы в программе тура, являющейся неотъемлемой частью договора.
3 Существенными условиями автобусного тура являются:
- Перечень стран, запланированных к посещению и транзитному проезду туристами
- Виды транспортного обслуживания на маршруте
- Перечень основных туристско-экскурсионных объектов
- Количество ночных переездов (если таковые запланированы)
- Категория отелей на маршруте
- Указание на место нахождения отелей, там, где это является существенным (по пути, в регионе, в городе)
- Тип питания
- Дата и место начала и окончания автобусного тура.
4. Программа тура, сформированная в виде публичной оферты, и предлагаемая к реализации, обязана содержать следующие данные:
- план путешествия по дням с перечнем объектов показа и посещения
- режим предусмотренного питания
- категория мест размещения
- стоимость тура
- перечень услуг, входящих в стоимость
- перечень дополнительных услуг
Организация автобусных туров
Программа тура - перечень услуг, достопримечательных объектов и досуговых событий, предоставляемых туристам в определенных последовательности, времени, месте и условиях обслуживания.
1. Программа тура публикуется в каталогах и на веб-сайте туроператора и является публичной офертой туроператора. При внесении изменений в программу тура после ее публикации в каталоге, информация об этом немедленно размещается на веб-сайте, и опубликованная на веб-сайте программа тура в этом случае несет функцию публичной оферты.
2. Предварительная подготовка программы тура туроператором до момента публикации ее в виде публичной оферты включает работу по определению и разработке:
маршрута тура; перечня туристских предприятий - исполнителей услуги; периода предоставления туров каждым предприятием - исполнителем услуги; состава экскурсий и достопримечательных объектов; комплекса досуговых мероприятий; продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута; количества туристов, участвующих в путешествии; видов транспорта для внутримаршрутных перевозок; потребности в сопровождающих или гидах-сопровождающих, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимой дополнительной их подготовки; необходимого количества транспортных средств; формирование и подготовку рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для публикации публичной оферты
3. В результате предварительной подготовки программы тура туроператором формируется турпродукт, содержание которого указывается в программе тура, предлагаемой для реализации потребителю, которая выходит в виде публичной оферты.
В ней изложены:
- план путешествия по дням с перечнем объектов показа и посещения
-режим предусмотренного питания
-категория мест размещения
-стоимость тура
-перечень услуг, входящих в стоимость
-перечень дополнительных услуг
4. Случаи изменения программы тура на маршруте:
- опоздания поездов, самолетов, паромов и др средств транспорта, изменение маршрута их движения перевозчиком
- тяжелая дорожная ситуация, пробки и объезды на дорогах, погодные условия
- задержки на границах
- поломка автобуса
- мероприятия, проводимые на объектах посещения или показа (объекты закрыты для посещения)
-действия официальных лиц (полицейский, таможенный контроль и т.д.)
Последствием этих обстоятельств может служить позднее прибытие к месту размещения, сдвиг в программе или невозможность посещения отдельных экскурсионных объектов. Туроператор при этом предпринимает все возможные действия для преодоления последствий данных обстоятельств.
5.Туристу в начале маршрута выдается информационный лист с адресами и телефонами отелей по маршруту, а также информация о телефоне сопровождающего группы или представителя туроператора. Данная информация служит для случаев, если турист по какой-либо причине отстал от группы. Информация может подлежать замене, с необходимым своевременным уведомлением туриста.
6.Место и время сбора группы в точках маршрута или отправления автобуса назначается сопровождающим, оно является обязательным для всех и служит необходимым условием выполнения программы тура. При опоздании туриста ко времени сбора группы сопровождающий принимает меры к поиску отставшего туриста, однако в принятии решения о дальнейшем движении группы по маршруту без опоздавшего туриста приоритетом является необходимость выполнения программы тура. Отставший турист при этом может воспользоваться имеющимся у него на руках информационным листом и догоняет группу самостоятельно за свой счет.
Автобусы.
1 В автобусных турах используются специализированные автобусы туристического класса, обязательно оборудованные мягкими сидениями, микрофоном, системой вентиляции; а также как правило, но не обязательно, оборудованные аудио- и видеосистемой, туалетом для экстренных случаев, кипятильником с ограниченной емкостью, кондиционером в жаркое время года.
2 Транспортная компания, выполняющая международные автобусные перевозки туристов, обязана иметь транспортную лицензию и международный допуск. Все автобусы проходят технический осмотр 2 раза в год. При пересечении границ автобусы проходят жесткий документальный контроль.
3 При следовании автобуса по маршруту для обеспечения безопасности пассажиров строго регламентировано соблюдение «Международных правил труда и отдыха водителей» (ЕСТР). В соответствии с ЕСТР маршрут может обслуживать один или два водителя в зависимости от протяженности маршрута и графика движения. Соблюдение ЕСТР и графика движения фиксируется с помощью тахографа-самописца, и подлежит контролю в любой момент службами полиции и другими дорожными службами.
4 В случае поломки автобуса, его замена или ремонт осуществляются в течение 24 часов. При невозможности свыше 16 часов устранения поломки или предоставления резервного автобуса, туристам предоставляется размещение в отеле. Для обеспечения соблюдения программы туроператором может быть предложена альтернативная перевозка (поездом, рейсовым автобусом, автобусом меньшей вместимости и т.п.) Оплаченные туристами услуги (обзорные экскурсии, размещение в отеле и т.п.), но не предоставленные им, в связи с поломкой автобуса, компенсируются другими услугами или возвращается их полная стоимость.
5 Туалет в автобусе при его наличии предназначен только для экстренных случаев, поскольку имеет ограниченную емкость. В некоторых странах и на некоторых отрезках пути, где нет условий для опорожнения емкости, туалет использоваться не может. Автобус делает санитарные остановки каждые 3-4 часа. На таких стоянках обычно есть кафе и туалеты.
6. В автобусах, оборудованных кипятильником, пользоваться кипятком можно только с разрешения сопровождающего и в определенное им время. Прием пищи в автобусе также имеет некоторые ограничения. Индивидуальные столики для еды являются дополнительной опцией и имеются далеко не во всех автобусах.
7 Категорически запрещается курение в автобусе. Нахождение в автобусе лиц, грубо нарушающих общепринятые нормы коллективного поведения и мешающих другим пассажирам, не допускается. Если турист регулярно нарушает эти правила, он может быть снят с маршрута без компенсации неиспользованных услуг. Основанием для этого служит акт за подписью сопровождающего и 10 туристов из группы.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Автомобильный транспорт играет существенную роль в организации туристских путешествий. Это связано с его:
- мобильностью;
-информативностью;
- дешевизной по сравнению с другими видами транспорта.
Отличительной особенностью автомобильных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного и водного транспорта.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.
Международные перевозки
Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Международные автоперевозки осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут. При этом международные правовые документы охватывают следующий круг вопросов:
- инфраструктура;
- дорожное движение;
- требования к автотранспортным средствам;
- условия работы экипажей транспортных средств;
- налоговое обложение;
- перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры;
- перевозка специфических категорий грузов.
В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне.
Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 г. В Конвенции даны определения таких основных понятий, как «перевозчик», «пассажир», «транспортное средство»; перечислены транспортные документы, применяемые при международной автоперевозке (индивидуальный или коллективный билет, багажная квитанция); определена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный жизни, здоровью пассажира или его багажу в результате происшествия, связанного с перевозкой. Следует отметить, что Российская Федерация не подписала данную Конвенцию, однако многие ее положения нашли отражение в двусторонних соглашениях о международном автомобильном сообщении, заключенных Россией с рядом государств.
В октябре 1997 г. в Бишкеке была принятии «Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа» государств участников СНГ (КМАПП). Отличительной особенностью КМАПП по сравнению с КАПП является то, что в ней оговариваются вопросы страхования; порядок таможенного, пограничного и санитарного видов контроля.
Приложение к Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств участников СНГ» регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.
Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. Такие соглашения Россия имеет с Азербайджаном, Австрией, Албанией, Арменией, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Ираном, Ирландией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем, Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словакией, Словенией, Таджикистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. В соответствии с этими соглашениями компетентными органами договаривающихся сторон заблаговременно передаются друг другу предложения по организации регулярных перевозок.
К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок, относится «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15.11.1975 г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991 г
Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению, следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 08.11.1968 г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968 г.); «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 01.03.1973 г.). В данных нормативных актах установлены единые основные правила дорожного движения; требования к автотранспортным средствам и водителям; утверждены единообразные системы дорожных знаков и сигналов, правила разметки дорог и другие предписания при осуществлении международных автомобильных перевозок. Кроме того, существует ряд документов с изложением требований к внешнему и внутреннему оборудованию, уровню шума и загазованности, внешним световым приборам, тормозам и другим техническим и экологическим характеристикам автотранспорта. Следует иметь в виду, что эти требования меняются и поэтому страны, подписавшие подобные документы (в том числе РФ), должны следить за вносимыми изменениями и принимать меры по приведению оборудования автотранспортных средств в соответствие с нововведениями.
В области условий работы на автотранспортных средствах действует международное «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (от 01.07.1970 г.).
Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках. Эти документы разработаны с учетом «Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов» (1959) и действующего внутреннего законодательства стран, на территории или через территорию которых осуществляется автоперевозка.
Содержание всех перечисленных выше соглашений и конвенций должно учитываться при реализации поездок в зарубежные страны. В России учреждена организация Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), которая, являясь членом Международного Союза автомобильного транспорта, оказывает помощь в практических вопросах, связанных с организацией автоперевозок за рубеж.
Авторитетными международными организациями, занимающимися вопросами автоперевозок, являются Международный союз автомобильного транспорта, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта, Координационное транспортное совещание государствучастников СНГ и др. Все эти организации в той или иной мере занимаются вопросами безопасности; таможенными формальностями; унификацией правил, регламентирующих автомобильные перевозки; гармонизацией национальных и международных требований в области автомобильного транспорта и другими проблемами, касающимися этой сферы деятельности.
В Российской Федерации принят ряд нормативных актов, с одной стороны, входящих в национальную законодательную базу в сфере автотранспорта, а с другой стороны, определяющих правовые нормы в международном автомобильном сообщении.
К таким документам относится Федеральный Закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 09.07.1998 г.). Этот документ регулирует ряд правил, которые должны выполняться российскими и иностранными перевозчиками в международном сообщении.
С целью усиления требований к безопасности движения Правительством РФ 03.08.1996 г. было принято постановление «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» предусмотрено введение сборов за проезд по автодорогам России в случае введения иностранными государствами сборов за проезд по их территории. Величина сборов определена постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 г. «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации», которая зависит от вида транспортного средства и продолжительности пребывания его на территории России.
Внутренне сообщение
При осуществлении перевозок автомобильным транспортом во внутреннем сообщении также существует целый ряд документов, регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок.
Основным нормативным актом здесь является Устав автомобильного транспорта РСФСР (от 08.01.1969 г. с последующими изменениями в редакции постановлений Совета Министров РСФСР 1969, 1974, 1980, 1988 и 1991 гг.). Постановлением Верховного Совета РФ № 4604-1 от 03.03.1993 г. этот документ считается действующим в настоящее время на территории Российской Федерации, хотя многие его положения на данный момент устарели.
Одним из важных правовых документов, касающихся внутренних автоперевозок, является Закон РФ «О безопасности дорожного движения». Закон преследует цель защиты жизни, здоровья и имущества граждан, интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий или снижения тяжести последствий, возникающих в их результате. Для этого Законом введено обязательное лицензирование деятельности организаций, связанных с обеспечением автоперевозок.
Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации введен «Правилами дорожного движения» (от 23.10.1993 г.), утвержденными Правительством РФ. Этим актом на территории России узаконено правостороннее движение.
В целях повышения безопасности автомобильных перевозок 08.01.1997 г. был издан приказ Министерства транспорта «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами». В документе приведены определения таких понятий, как «автобус», «автобусный маршрут», «вид автобусных перевозок»; дана классификация автоперевозок по различным признакам; определены основные задачи физических и юридических лиц по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами, в том числе при осуществлении туристско-экскурсионных поездок, при перевозке детей, а также при реализации автоперевозок на горных маршрутах.
Для регулирования автомобильных перевозок на автомобильном транспорте взамен устаревших правил, действовавших в 9 Осипова 257 РСФСР, в 1997 г. приказом Министерства транспорта были утверждены «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации». В правилах дается определение понятий «пассажир», «водитель», «перевозчик», «багаж», «ручная кладь», «автовокзал», «автостанция» и т.д.; рассмотрен порядок перевозки пассажиров различными автотранспортными средствами (в том числе в автобусах, предоставляемых организациям и гражданам по договорам или отдельным заказам); обозначены основные права и обязанности перевозчика и пассажиров. Этим вопросам будет уделено более глубокое внимание в главе, посвященной обслуживанию пассажиров, пользующихся автомобильным транспортом, на внутренних маршрутах.
10. Способы перевозки организационных групп туристов жд транспортом.
Схемы взаимоотношений туроператора и железных дорог
В свое время именно появление и распространение железнодорожного транспорта дало толчок появлению туризма. Если вспомнить историю, именно на поезде был совершен первый в истории тур, организованный Томасом Куком. И сейчас железнодорожные перевозки являются одним из важнейших средств передвижения туристов, а довольно солидная доля предлагаемых на рынке туров базируется на пользованиями услугами железнодорожных перевозчиков, так как: — железнодорожный транспорт наиболее эффективен при перевозке пассажиров на средние расстояния (от 300 до 800 км), поскольку позволяет осуществление поездки в более комфортных (чем автомобильный транспорт) условиях. А развитие высокоскоростных поездов (достигающих скорости в 300 км/час) позволяет железным дорогам конкурировать на маршрутах средней протяженности с авиакомпаниями, поскольку экономия времени в перелете теряется на трансферы из аэропортов в центры городов назначения. Например, после открытия тоннеля под Ла-Маншем добраться из Парижа в Лондон на суперскоростном экспрессе можно за три часа (необходимо отметить, что и Северный вокзал, и вокзал Ватерлоо находятся в центре Парижа и Лондона соответственно). Прибегнув к услугам авиакомпании, путешественник затратит непосредственно на сам перелет немногим больше 40 минут (сэкономив 2 часа 20 минут), однако проезд из центра Парижа в аэропорт Орли . (даже на метро он занимает не менее 40 мин.), а потом из лондонского Гаттвика в центр столицы Туманного Альбиона (не гменее 1 часа), да еще длительность регистрации в аэропортах приводят к тому, что реально времени тратиться даже больше, чем на переезд на поезде; — в развитых государствах мира железные дороги очень распространены, что дает возможность их пассажирам добираться практически в любой регион страны; — поезда являются видом транспорта более безопасным, чем автобусы и автомобили. Кроме того, людей, испытывающих чувство необъяснимого страха перед поездами, гораздо меньше, чем людей, боящихся самолетов и перелетов; — наконец, в сравнении с авиаперелетами, железнодорожные перевозки гораздо более дешевы и доступны большинству слоев населения.
Документом, являющимся подтверждением наличия договорных отношений между железными дорогами и пассажиром, является железнодорожный билет, который приобретается либо в специализированных железнодорожных кассах (на вокзалах или уполномоченные кассы), либо в офисах отдельных туроператоров. Железнодорожный билет помимо степеней защиты от подделки содержит информацию о личности пассажира (во избежание краж билетов и возможности их перепродажи), реквизиты поездки (номер поезда, его фирменное название, дату, время отправления, маршрут поездки, номер и Tifri вагона, место пассажира в вагоне) и расчет тарифа.
Поскольку в большинстве стран мира железные дороги являются естественной монополией, их тарифная политика подлежит регулированию со стороны государственных органов власти (по требованию соответствующего министерства или ведомства, с согласия членов правительств и депутатов органов законодательной власти соответствующими нормативно-правовыми актами устанавливается стоимость пассажиро-километра, на основании которой и формируются железнодорожные тарифы в стране), ими же утверждается перечень льготных категорий граждан и размеры предоставляемых им льгот и скидок.
Приобретая проездной билет, пассажир совершает юридический факт, из которого следует появление прав и обязанность сторон — самого пассажира и железнодорожного перевозчика. Железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимого багажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение составов по расписанию, произвести перевозку пассажира по кратчайшему пути следования с минимальным числом перевозок. Железная дорога должна обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения: перечень работ и услуг, их стоимость, время отправления и прибытия поездов, стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, сроки продажи проездных билетов, предметы и вещи, запрещенные к перевозкам железнодорожным транспортом, время работы билетных касс, камер хранения, расположение вокзальных помещений и мест общего пользования, категории граждан, которым согласно законодательству страны пребывания предоставляются льготы и преимущества, порядок обязательного и добровольного страхования пассажиров, сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности. Сведения об изменении тарифов на перевозки пассажиров доводятся до граждан через средства массовой информации не позднее чем за пять дней до их введения в действие.
Железная дорога имеет право не допустить пассажира в вагон в случае сомнений в подлинности или законности приобретения проездного билета, несоответствия указанных в билете идентификационных данных пассажира, по требованию государственных и правоохранительных органов. Во время следования состава представители железной дороги (в лице бригадира или начальника поезда, проводников...) имеют право применять различные меры (вплоть до силовых и высадки пассажира из вагона) в случае поведения путешествующего, угрожающего жизни, здоровью других пассажиров или их имуществу, угрожающего имуществу железной дороги, нарушающего общественный порядок, а также прибегать к содействию со стороны представителей органов охраны правопорядка (например, линейные отделения милиции).
Пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования пассажирскими вагонами, вокзальными помещениями и бережно относиться к имуществу железной дороги.
Пассажир имеет право приобретать билеты на любой поезд, в вагоны любой категории, на любые даты согласно расписанию и в любом количестве; провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от пяти до десяти лет с оплатой по специальным тарифам; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров; делать остановки в пути следования с продлением срока действия проездных билетов не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездных билетов в случае болезни в пути следования на время болезни, в случае непредоставления пассажиру места в поезде — на время до отправления следующего поезда, в котором пассажиру будут предоставлены соответствующие места; выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены билеты с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе; возобновить действие проездных документов при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 3 часов либо вследствие несчастного случая или болезни в течение трех суток с момента отправления поезда, на который были приобретены билеты; в случае отказа от поездки получать обратно полностью уплаченную стоимость (при отказе не позднее чем за 15 часов до отправления поезда), стоимость билета и половину стоимости плацкарты (при отказе менее чем за 15, но более чем за 4 часа до отправления поезда), стоимость билета (при отказе менее чем за 4 часа до отправления либо не более чем за 3 часа после отправления поезда); получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное при прекращении поездки в пути следования: Во время следования вагона пассажир имеет право перейти в вагон более высокой категории, до… Продолжение »