• Инспекторы по противопожарной безопасности и технике безопасности.
- Коммерческая служба.
Занимается вопросами оперативного и стратегического планирования. Анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности.
Состав службы:
• Коммерческий директор;
• Служба маркетинга.
- Инженерные (технические) службы.
Создают условия для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи.
Состав службы:
• Главный инженер;
• Служба текущего ремонта;
• Служба благоустройства;
• Служба связи.
- Вспомогательные службы.
Обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, предлагая услуги прачечной, портновской, бельевой службы, службы уборки помещений, множительной службы, услуги склада и пр.
Дополнительные службы оказывают платные услуги. В их состав входят парикмахерская, бассейн, сауна, солярий, спортивные сооружения и другие подразделения.
6. Классификация номерного фонда гостиниц.
Приведенная ниже классификация, а также ее описание является универсальной классификацией, принятой за основу по всему миру и более детально обработанная нашими менеджерами, однако, несмотря на это, многие отели имеют массу исключений, как, например, для оригинальности, свои собственные, экзотические названия дорогих люксов типа Mediterranean Suite (Средиземноморский люкс), Honeymoon Suite (Новобрачный люкс), Imperial Suite (Имперский люкс) и другое, оснащение и стоимость которых, за исключением особой отделки, практически ничем не отличается от ниже перечисленных классических Suite и Royal Suite или, например, некоторые отели имеют самые простые номера начиная с Superior и даже Deluxe, которые нередко, ничем не отличаются от простого Standard. Наши менеджеры всегда готовы помочь Вам и проконсультировать в каждом конкретном случае.
STD - Standard. Стандарт
Обычный однокомнатный номер, самый недорогой, но и самый популярный и востребованный, так как самый недорогой и имеет все необходимые условия. Такие номера составляют примерно 50-90 % всего номерного фонда отелей.
SUP - Superior. Улучшенный
Полностью аналогичный по размеру и условиям со Sandard. Отличается от последнего либо более живописным видом из окна, либо более обновленной и улучшенной обстановкой или/и отделкой. Такие номера составляют примерно 10-40% всего номерного фонда отелей. Дороже Standatd обычно на 10-25%.
DLX - Deluxe. Превосходный
Отличается от Standard и Superior прежде всего большими размерами, а также практически всегда лучшим видом, более роскошной обстановкой и отделкой. В высококлассных отелях иногда имеет дополнительные удобства: тапочки, халаты, кофейные принадлежности. Тем не менее, этот номер также однокомнатный, хотя может иногда быть на двух уровнях, состоящих из спального и гостиного отделения, разделенных несколькими ступеньками. Дороже Standard обычно на 25-50%.
CONNECTED ROOMS - Совмещенные номера
Номера имеющие дверь-переход из одного в другой. Очень удобно для проживания вместе семей из 4 - 6 человек или родителей с 2 и более детьми, так как двухкомнатный Люкс стоит дороже. Однако такие номера встречаются в не многих отелях и бывают, в основном, категории Standard, иногда Superior или Deluxe.
J.SUITE - Junior Suite. Полулюкс
Обладает всеми преимуществами номера Deluxe, но еще более просторный и роскошно обставленный и отделанный, чаще всего состоящий из одной, гораздо режено из 2-х отдельных комнат (спальни и гостиной). Дороже Standard обычно на 30-60%.
M.SUITE - Mini Suite.
Минилюкс. Аналог Junior Suite.
FAMILY. Семейный
Обычно Стандартный номер для семьи с 2-3 детьми, состоящий из 2 комнат - спальни и гостиной или 3 комнат - 2-х спален и гостиной (реже из одной большой комнаты с несколькими полноценными кроватями). Оформление и обстановка номера данного номера в подавляющем большинстве случаев на уровне номеров Standard, Superior, гораздо реже Deluxe и стоит немногим их дороже, обычно на 20-50%. Такие номера встречаются очень редко и составляют около 10-20% всего номерного фонда отелей.
SUITE. Люкс (Сьют)
Один из самых престижных видов номеров для состоятельный клиентов. Обычно, как минимум, в 2 раза дороже номеров Standard. Состоит из 2-х (спальня и гостиная) или 3-х (плюс кабинет или дополнительная спальня) комнат, имеет роскошную отделку, обладает особенно живописным видом из окна, часто имеет 2-й туалет рядом со спальней и ванну-джакузи, халаты, кофейные принадлежности и массу других приятных вещей. Иногда эти номера расположены на специальных этажах, отделенных доступом от всех других, со своим лобби, комнатой для завтрака и, часто, оздоровительным центром. Оплата идет за весь номер, вне зависимости от числа проживающих, в пределах, дозволенных вместимостью номера.
PRESIDENTIAL SUITE. Президентский Люкс
Отличается самой роскошной отделкой и обстановкой. Состоит из 3-х, чаще 5-ти и больше огромных по площади и шикарно обставленных комнат: спальня, гостиная, кабинет, столовая, холл, ванна-джакузи, два туалета, большой балкон… Часто находится на верхнем, изолированном этаже здания, в Пентхаусе. Иногда расположен на 2-х сообщающихся между собой уровнях-этажах: на верхнем - спальня, иногда плюс малая гостиная, второй туалет, на нижнем - холл, большая гостиная, столовая, кабинет, ванная и туалет. Этот вид Люкса как правило, в 5-10 раз дороже стоимости номера Standard и является самым дорогим и респектабельным номером в отеле, поэтому обычно он всего 1, гораздо реже до 3-х номеров на отель. Оплата идет за весь номер вне зависимости от числа проживающих в пределах дозволенных вместимостью номера. Этот вид номера очень индивидуален для каждого отеля, можно сказать, что уникален, поэтому информацию по расположению и особенностях обстановки каждого необходимо всегда специально запрашивать.
AMBASSADOR, ROYAL SUITE. Посольский, Королевский Люкс
Аналог Presidential Suite только несколько попроще и подешевле. Что-то среднее по возможностям и цене между ним и номером Suite. Обычно насчитывается 1-3, но не более 5 номеров в отеле. Оплата идет за весь номер вне зависимости от числа проживающих в пределах дозволенных вместимостью номера.
BLW - Bungalow. Бунгало
Для любителей иллюзии изолированного, уединенного проживания и тем не менее доступа ко всей инфраструктуре развлечений отеля. Разбросаны по территории отеля, обычно в двухэтажных корпусах на два отдельных номера, могут быть как Standard, Superior или Deluxe, так и Junior Suite и Suite (в этом случае занимают оба этажа). Обычно встречаются в отелях, особенно клубных, на побережье, наравне со всеми вышеуказанными видами номеров с аналогичной им внутренней обстановкой и отделкой. Стоят обычно на 5-15% дороже соответствующих им номеров.
VILLA. Вилла
Отдельно стоящие на территории отеля, но входящие в его инфраструктуру и пользующиеся его развлекательной базой, одно-двухэтажные, многокомнатные виллы, сдающиеся на любой срок для независимых состоятельных и взыскательных клиентов. Также, очень часто, предлагаются под этим названием отдельные Виллы-Дворцы, независимые Резиденции и Замки, не являющиеся частью какого-либо отеля, а сами являющиеся таковым, сдающиеся в наем либо полностью, либо частично на различный срок, со всем дополнительным обслуживанием, как это присуще отелям или без такового. Оплата и в первом, и во втором случае идет за всю Виллу, вне зависимости от числа проживающих, в пределах дозволенных вместимостью виллы и, как правило, не включает питание. Цены соответствующие.
APP - Apрartment. Апартаменты
Одно, двух, трех, реже четырех, пяти или шести-комнатный номер, обычно соответствующий по своей обстановке, оборудованию и отделке номеру Standard или Family, с оборудованной кухней или кухонным уголком, для размещения обычно от 2 до 12 человек и более. Оплата идет за весь номер-аппартамент, вне зависимости от числа проживающих, в пределах дозволенных вместимостью номера и не включает питание. Удобно для самостоятельных групп или семей ценящих низкие цены и свою независимость в отдыхе.
STUDIO. Студио
Разновидность однокомнатных апартаментов Standard или Family с оборудованной кухней или кухонным уголком. Удобно для семей с детьми ценящих низкие цены и свою независимость в отдыхе.
типы номеров отелей
Данная классификация касается в основном самых популярных номеров типа Standard, Superior, Deluxe, Junior (Mini) Suite или Bungalow, поскольку номера типа Suite, Royal, Ambassador, Presidential Siute, Family, Villa, которыми правда пользуются только 5% всех путешествующих, могут быть рассчитаны на размещение разного количества человек, в том числе большего, чем указано ниже.
SGL - Single
Одноместный номер или одноместное размещение. В отличие от "наших" пансионатов, подавляющее большинство зарубежных отелей не имеют специальных номеров для одноместного размещения. Для размещения "одиночек" предоставляется обычный двухместный номер соответствующей категории по цене размещения 2-х человек, минус стоимость одного лишнего завтрака. Таким образом, одноместное размещение стоит в среднем около 90% от стоимости всего DBL. Все это происходит оттого, что отели не хотят терять лишнюю прибыль, которую они получают при размешении 2-х человек и считают, что одноместное размещение излишняя роскошь, в основном для путешествующих бизнесменов, за которую нужно платить.
DBL - Double
Двухместный номер или двухместное размещение с одной большой кроватью. Используется также по умолчанию просто как термин для обозначения любого двухместного размещения, например в ценах.
TWN - Twin
Двухместный номер или двухместное размещение с двумя отдельными кроватями. Используется исключительно при бронировании или в ваучерах для подчеркивания желания клиента в размещении на отдельных кроватях.
TRPL - Triple
Трехместный номер или трехместное размещение или третий взрослый в двухместном номере. Как правило, заключается в размещении третьего взрослого или ребенка перешедшего из более дешевой категории CHD для данного отеля (в основном от 12 лет) на третьей дополнительной кровати или выдвижном (раскладывающемся ) диване, софе третьим в DBL. Стоимость на третьего человека на дополнительном месте при этом составляет обычно 90% от стоимости человека на основном месте DBL.
QDPL - Quadriple
Четырехместный номер или четырехместное размещение. Встречается крайне редко.
CHD - Child
Размещение ребенка 2-12 лет, как правило бесплатно (чаще встречается на курортах), иногда с оплатой только их питания или с 50% скидкой от стоимости размещения взрослого (чаще встречается в городах). Часто, в 5* отелях и отелях некоторых респектабельных гостиничных цепочек такой привилегией по миру пользуются даже дети до 19 лет.
SGL+CHD (ADULT+CHD)
Размещение одного взрослого и одного ребенка, как правило до 12 лет
SGL+2CHD (ADULT+2CHD)
Размещение одного взрослого и двух детей, как правило до 12 лет.
DBL+2CHD (2ADULT+2CHD)
Размещение двух взрослых и двух детей, как правило до 12 лет.
Номерной фонд. Классификация гостиничных номеров
Номерной фонд - это общее количество номеров разного уровня комфорта, находящихся в распоряжении дирекции гостиницы или менеджмента гостиничной цепи. Обслуживанием номерного фонда занимается специальная дирекция, состоящая из разных служб (портье, горничных, текущего ремонта, объединенной сервисной группы, безопасности).
На руководителе дирекции лежит ответственность за оказываемые гостиницей услуги и за поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми стандартами.
Номер - это жилое помещение, которое оборудовано в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории, и состоящее, как правило, из одного или нескольких мест проживания.
Койко-место - площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком. [12]
Классификация гостиничных номеров
Существуют различные критерии, учитывающиеся при классификации гостиничных номеров :
1) количество мест в номере.
Бывают номера одно-, двух-, трехместные и т. д. В двухместном номере одновременно могут проживать два гостя. Двухместный номер может иметь две кровати, которые могут стоять либо рядом друг с другом, либо раздельно друг от друга, или иметь одну двуспальную кровать, которая предназначается для супружеских пар;
2) количество комнат в номере.
Номер может состоять из одной, двух, трех комнат;
3) в зависимости от назначения бывают:
а) номера бизнес-класса . Их клиентами являются лица, пребывающие в деловых поездках и командировках. Отличием этих номеров от других является то, что они содержат такие обязательные атрибуты кабинета, как рабочий стол, телефон, факс, компьютер;
б) номера-апартаменты . Состоят из двух, трех, четырех комнат. В таких номерах обычно размещаются семейные пары на долгий срок пребывания. Так как это номера для долгосрочного пребывания, то они обязательно имеют кухню с необходимым набором бытовой техники;
в) номера экономического класса .
Предназначены для различного контингента гостей. Имеют скромное убранство и минимальный набор необходимых удобств (кровати, тумбочки, стол, стулья, шкаф). За пределами номера находятся душ, ванная, туалет, холодильник, телевизор. Такие номера имеют невысокую цену;
г) люкс-апартаменты . Самая дорогая категория номеров, которые состоят не менее чем из трех комнат. В Российской Федерации имеются следующие категории номеров.
Сюит. Площадь не менее 75 м2. Состоит из трех и более жилых комнат. Отличительной особенностью такого номера является наличие нестандартно широкой двуспальной кровати (200?200 см) и дополнительного гостевого туалета.
Апартамент . Имеет от двух и более жилых комнат, площадью не менее 40 м2.
Люкс . Имеет площадь не менее 35 м2, предназначен для проживания одного-двух человек.
Студия . Имеет площадь не менее 25 м2, и как следствие, однокомнатный. В нем могут проживать от одного до двух человек. Планировка номера позволяет использовать свободное пространство как кабинет или столовую.
Номер первой категории . Состоит из одной жилой комнаты. В комнате находятся одна или две кровати, есть санузел. В номере могут проживать как один, так и два человека.
Номер второй категории . Состоит из одной жилой комнаты с одной-двумя кроватями. В нем могут проживать один или два человека. Санузел в таком номере, в отличие от номера первой категории, неполный.
Номер третьей категории . Состоит из одной жилой комнаты, где количество кроватей зависит от числа проживающих. Санузел неполный.
Номер четвертой категории . Состоит из одной жилой комнаты, имеющей количество кроватей в зависимости от числа проживающих. В номере имеется умывальник.
Номер пятой категории . Также имеет одну жилую комнату, имеющую количество кроватей в зависимости от числа проживающих. Умывальник располагается в коридоре. Номер предназначен для проживания двух человек.
Европейская классификация номеров:
Extra bed – номер с одной большой кроватью, предназначенной для семейной пары.
Double twin – номер, имеющий две кровати.
Triple – номер с двумя кроватями и диваном, на котором может спать ребенок.
Single – номер таких же размеров, как и double twin, но с одной кроватью.
Unior suite – двухместный однокомнатный номер, имеющий улучшенную планировку.
De luxe – такой же номер, но с более дорогой обстановкой.
Suite – номер, который имеет гостиную и спальню с дорогой мебелью и оборудованием.
Business – просторный номер, оснащенный компьютером и факсом, необходимыми для работы бизнесмена.
Family studio – семейный номер, имеющий две смежные комнаты.
President – это самые дорогие номера в гостинице, так как они имеют несколько спален, рабочий кабинет и, как правило, два или три туалета. [13]
Существуют дополнительные услуги, предоставляемые отелями (стирка, доставка в номер еды и напитков, просмотр программ кабельного телевидения, пользование сейфом).
7. Организация экскурсионного обслуживания туристов
Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию туристских продуктов.
Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и технологии ее проведения.
Экскурсия заняла особое место в отечественной культуре, став широко распространенным явлением общественной жизни. Имея более чем столетнюю историю, экскурсия как процесс познания человеком окружающей действительности постоянно претерпевает изменения, связанные с культурно-историческими условиями, политическими обстоятельствами, экономическими возможностями общества и граждан.
В современных условиях, оставаясь активным информационным процессом, экскурсия становится более актуальной, поскольку в отличие от книжно-письменной трансляции, остается устной, а значит, более действенной формой трансляции знаний об окружающей действительности, передаваемой непосредственно от человека к человеку и активно влияющей на формирование его мировоззрения.
Она помогает экскурсантам «увидеть, услышать, почувствовать» или, говоря иначе, представляет собой сочетание визуального, вербального и психоэмоционального начал.
Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
Можно добавить, что, с точки зрения методиста, экскурсия – это методически продуманный показ, в основе которого лежит анализ того, что видит экскурсант, с точки зрения туроператоров по формированию тура, экскурсия – это часть комплексной туристской услуги, с точки зрения организаторов экскурсии – это услуга как для одного, так и для группы экскурсантов.
Доминирующие виды деятельности: технология подготовки новой экскурсии; составление маршрута новой экскурсии; отбор экскурсионных объектов; проведение экскурсий; общение с экскурсантами; техника ведения экскурсий; показ в экскурсии; рассказ в экскурсии; активизация экскурсантов; совершенствование экскурсоводческого мастерства; речь экскурсовода; внеречевые средства общения.
Способности: развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.), развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.); хорошо развитые аналитические способности, умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее; высокий уровень понятийного мышления (умение правильно и понятно изъясняться), ораторские способности (грамотное выражение мысли); умение вести переговоры, способность убеждать; умение слушать; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов или совершать несколько действий); способность влиять на окружающих, на развитие ситуаций; управлять собой.
Технология организации экскурсионного обслуживания туристов (технология предоставления экскурсионных услуг).
Предприятие оказывает экскурсионные услуги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50644 94; ГОСТ Р 50681-94; ГОСТ Р 50690-94. Фирма предоставляет клиентам услуги по организации и проведению экскурсий на основании договора.
В стоимость экскурсионного обслуживания включено:
- затраты на транспорт;
- работа водителя;
- работа экскурсовода;
- подготовка текста, составление методических разработок экскурсии;
- соблюдение маршрута экскурсии, информирование экскурсантов о правилах поведения во время экскурсии, принятие мер безопасности во время экскурсии.
Если экскурсионная фирма работает без посредников, то товародвижение функционирует по каналу нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга), через который осуществляется непосредственная передача товара (услуги) от производителя (фирмы) потребителю (экскурсанту).
Основное усилие по продвижению и сбыту экскурсионного продукта возлагается на организаторов экскурсий и агентов с которыми фирма заключила агентское соглашение.
Должностная инструкция налагает на организатора четко определенные обязанности:
- организатор экскурсий организует группы из одиночных участников;
- продает билеты на экскурсии, выписывает счета и квитанции за полученные от покупателя деньги;
- ведет учет проданных билетов на экскурсии;
- накладные расходы фирмы;
- страховка;
- дополнительные расходы;
- прибыль.
Фирма выдает клиенту экскурсионную путевку, подтверждающую право клиента на получение конкретных услуг по маршруту и в сроки, указанные в путевке. Стоимость маршрута также указана в путевке. Экскурсионный билет представляет собой оформленный бланк строгой отчетности, типовой, утвержденный Минэкономики и Минюстом.
На бланке билета находятся наименование экскурсионного учреждения, тема экскурсии, цена билета, дата проведения экскурсии, место сбора экскурсионной группы. Каждый билет имеет номер и серию.
Реализация экскурсионных билетов может иметь место лишь при условии исчерпывающей и точной информации экскурсантов о содержании мероприятия, характера предоставляемых услуг, условиях обслуживания.
Для реализации экскурсионных билетов используется метод личных продаж, которые предполагает контакт продавца с покупателем. Многое зависит от организатора экскурсий; предлагая товар путем какого-либо вида рекламы, организатор так влияет на покупателя, чтобы тот по окончании рекламных мероприятий самостоятельно принял решение о покупке.
Экскурсовод – основная фигура экскурсионной фирмы, ее лицо, поэтому от работы экскурсовода во многом зависит имидж фирмы и возвратность туриста.
Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности.
- хорошее знание содержания проводимых экскурсий;
- владение методикой проведения экскурсий;
- объясняет покупателям маршрут экскурсии, дату, время и продолжительность экскурсии,
- своевременно представляет диспетчерам точную информацию о количестве проданных билетов на розничные экскурсии.
Значительное место в работе организатора экскурсий занимает реклама туристских маршрутов, предоставление клиентам правдивой и достоверной информации о темах экскурсий, ценах и продолжительности экскурсий.
«Экскурсия (от лат. поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода».
«Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью».
Классификация – распределение каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. согласно определенным признакам. Классификация экскурсий представляет собой их разделение на группы, подгруппы и виды и выделение в каждой из них основных черт, определяющих характер ведения той или иной экскурсии. Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности. Классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсоводов, облегчает их специализацию с учетом знаний и личных склонностей экскурсоводов. Использование закономерностей проведения экскурсий конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия становилась более эффективной.
Согласно ей, все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
· по содержанию;
· по составу участников;
· по месту проведения;
· по способу передвижения;
· по форме проведения.
To, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видеть показанное.
В этом организованном процессе познания окружающего нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного и др.
Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии
- протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;
- наличие экскурсионной группы (15 - 30 человек);
- наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода!
- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;
- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.
В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из нескольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть. Для знакомства с объектами на остановках не обязателен выход из автобуса, если они хорошо видны.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, Экскурсионное управление ЦСТЭ подразделило на следующие группы:
- исторические;
- историко-революционные;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные.
По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:
- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);
- для местных жителей;
- для иногородних;
- для иностранцев.
Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Для npофессиональных групп желательно, например, включить обзорную экскурсию по городу подтему, в которой раскрывались бы их профессиональные вопросы, характерные для данного населенного пункта, области, края. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников. В экскурсиях для иногородних следует ожидать от туристов много вопросов, связанных с дополнительными объектами, и экскурсоводу надо быть готовым к ним.
Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участии ков. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.
По месту проведения экскурсии подразделяются на:
- городские;
- загородные;
- производственные;
- музейные;
- в культовых сооружениях и монастырях.
Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
Экскурсионные организации проводят в городе и так называемые комплексные экскурсии, в которых планом предусматривается во время экскурсии посещение одного из городских музеев. Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.
Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.
Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый – экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или в малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.
Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты! Аэропорты,, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармоний и другие объекты производственного, учебного, научного социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории. Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов он резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставка выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства (машиностроения, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта и др.), в мемориальных… Продолжение »